Нужен ли грузовым перевозкам двойной контроль?
Государство подготовило реформу отрасли, которая вносит лишь дополнительное регулирование уже подконтрольных аспектов сферы
На следующей неделе в Москве стартует 4-я отраслевая международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», и одной из ее главных тем станут последние законодательные инициативы. Речь идет о проектах «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» и о внесении изменений в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ТЭД) и Гражданский кодекс.
По мнению большей части бизнес-сообщества, некоторые моменты реформы создадут больше проблем компаниям, чем упростят им жизнь. Напомним, что в феврале этого года в Госдуме предложили создать единый реестр грузоперевозчиков, чтобы очистить рынок от «серых» игроков, уклоняющихся от уплаты налогов. При создании такого официального списка не учитывается ряд параметров, которые, по мнению ряда экспертов, должны были бы быть учтены. Как, например, размер автопарка. Причина в том, что исключениеиз реестра напрямую зависит от количества нарушений у компаний, и, конечно, у транспортной компании с 2000 машин будет гораздо больше нарушений в абсолютном выражении, чем у организации с 20 машинами.
В отношении штрафов предлагается установить презумпцию виновности перевозчиков, а механизм оспаривания вынесенных постановлений о нарушениях не предусмотрен. Что необходимо, в особенности с учетом многочисленных ошибочных штрафов, вынесенных АСВГК в Свердловской области (было отменено более 300 постановлений в связи с некорректными показаниями рамок системы).
Фактически вводится разрешительный порядок допуска к транспортно-экспедиторской деятельности. Обеспечить четкое соответствие предлагаемым нормам не смогут либо совсем небольшие, либо, напротив, крупнейшие участники рынка.
«Проектом о ТЭД устанавливается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие транспортно-экспедиторскую деятельность без регистрации в реестре экспедиторов, несут административную ответственность, — сообщилрассказал «ДП» директор по взаимодействию с отраслевыми организациями группы компаний «Деловые Линии» Александр Лашкевич. — При этом каких-либо механизмов, позволяющих выявлять таких хозяйствующих субъектов, законопроектом не предусматривается. Это фактически значит, что установленные законопроектом требования будут выполняться ограниченным кругом законопослушных экспедиторов, и проверки будут проводиться только в отношении данных экспедиторов».
Несмотря на множество идей со стороны государства, отрасль по-прежнему нуждается в регулировании, однако грамотном и основанном на продуктивном диалоге с представителями рынка. К примеру, в отрасли грузоперевозок давно говорят о том, что нужно разграничить водителей-любителей и профессионалов, как уже есть в мировой практике. В России законопроект об этом был отложен на неопределенное время.